В соответствии с Федеральным законом от 21.11.96г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
В ряде случаев сроки проведения инвентаризации прямо определены законом:
В ходе инвентаризации заполняются инвентаризационные описи, а в случаях выявления расхождений данных бухгалтерского учета и фактических данных о наличии имущества – сличительные ведомости. Формы этих документов являются унифицированными (утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. №88, от 27 марта 2000 г. №26).
По результатам инвентаризации выявленные недостачи имущества отражаются по дебету счета 94 «Недостачи и порча ценностей» в корреспонденции со счетами учета имущества, а излишки приходуются по текущим рыночным ценам в корреспонденции со счетом 91.1 «Прочие доходы».
В налоговом учете недостачи отражаются по дебету счета Н16 «Недостача и порча ценностей» в корреспонденции со счетами налогового учета имущества, а излишки – по дебету счетов налогового учета имущества, а излишки – по дебету счетов налогового учета имущества и кредиту счета Н08 «Внереализационные доходы».