Использование отражающих поверхностей во время съемки
Отражения повышают выразительность снимков, а также способствуют созданию некоторых оптических эффектов. Отражения можно использовать при создании замысла снимка. Это может быть зеркало, витрина, водная поверхность, очки или любая другая поверхность, в которой отражается объект съемки.
Мокрый асфальт, водные поверхности повышают выразительность снимка, особенно при съемках вечером и ночью. В дождливую погоду хорошие снимки получаются при ночных съемках в городе, где много светящихся объектов. Интересно выглядят отражения света, если установить камеру низко, почти на уровне земли или отражающей поверхности.
Использование погодных условий во время съемки
Самые интересные пейзажные снимки получаются, как правило, незадолго до или сразу после резкого изменения погоды.
Эффектные снимки получаются перед грозой, когда большая часть неба закрыта черными тучами, а ландшафт освещается еще не закрытым тучами солнцем.
При съемке в тумане лучшие результаты получаются при съемке короткофокусными объективами. Привлекательными и мягкими получаются портреты, снятые в тумане. При съемке в тумане желательно либо производить точечный экспозамер, либо сделать экспозицию на ступень выше той, что рекомендует камера. Лучше использовать пленки с высокой контрастностью и насыщенной цветопередачей.
При съемке в пасмурный туманный день, когда все цвета блеклые и имеют серые оттенки, а контуры становятся мягкими и малоконтрастными.
Живость снимку придаст помещенный на переднем плане любой объект яркого цвета, лучше теплого тона.
При «плоском» освещении в снегопад или в облаке в горах можно получить красивые кадры, только снимая крупным планом какую-либо интересную деталь. Обычная съемка чаще всего приведет к серому, невыразительному результату.
При использовании вспышки во время снегопада чаще всего получаются белые яркие пятна, которые отнюдь не входят в замысел съемки.
Старайтесь избегать съемок лиц, обращенных к солнцу. В большинстве случаев получится яркий блин с бликами на жирном носу и жирных щеках, с черными впадинами глаз, ноздрей и рта.
Использование туманных и звездных фильтров
Туманные и звездные фильтры применяются во время ночной съемки или при съемке сильных источников освещения, а также ярких бликов – чтобы на снимках получить эффекты, когда от источника идут лучики света, либо вокруг них образуется туманный или цветной ореол (для этого применяются дифракционные решетки).
При отсутствии звездного фильтра лучики можно получить гораздо проще, просто подышав на объектив (а еще лучше – на защитный светофильтр, навернутый на него), вызвав на линзах эффект запотевания. Тут надо помнить, что восприятие источников света ночью у глаза и объектива различны. Глаз вследствие физиологической особенности зрения – иррадиации – видит источники света размытыми пятнами, объектив же воспринимает их как точки.
Источники питания
Большинство современных фотоаппаратов имеют свои источники питания в виде различных батареек и аккумуляторов. Некоторые без них просто не работают.
Наиболее распространены литиевые элементы питания или щелочные батарейки.
Специальная аккумуляторная батарея обычно установлена на профессиональных камерах.
Литиевые элементы питания зарекомендовали себя как наиболее надежный, самый энергоемкий и всепогодный источник энергии, к тому же имеющий самый продолжительный срок хранения и использования. Однако литиевые батарейки являются самым дорогим источником питания.
Иногда к некоторым моделям фотоаппаратов предусмотрен бокс для щелочных источников питания или аккумуляторов, которые гораздо дешевле, чем литиевые элементы питания.
Вопрос в том, как использовать элемент питания, чтобы его хватило на съемку как можно большего количества фотопленок. Дли этого необходимо соблюдать некоторые рекомендации:
* Старайтесь использовать встроенную вспышку только при необходимости, так как она является чемпионом по потреблению энергии источника питания. Причем в некоторых фотоаппаратах вспышка потребляет энергию, даже если ею не пользуются: уже на стадии подготовки устройства к работе происходит зарядка конденсатора, которая потом может и не потребоваться. Поэтому если есть возможность, вспышку лучше отключать или производить другие действия в зависимости от конструкции фотоаппарата. В этом смысле не стоит без необходимости использовать различные «сюжетные» программы, при использовании которых автоматически происходит активация фотовспышки.
* При пользовании современным фотоаппаратом не выключайте его часто без необходимости, так как при включении он начинает тестировать себя, проверяя различные свои системы, на что уходит много энергии. В современной технике предусмотрен так называемый «ждущий» режим, который включается через десяток секунд, когда потребление энергии сводится к такому минимуму, что от одного комплекта батареек фотоаппарат может непрерывно проработать несколько лет! Но стоит вам взяться за любой орган управления, как аппарат снова мгновенно становится готовым к работе.
* Без необходимости не крутите органы управления аппаратом, так как аппарат зачастую реагирует на эти действия, соответственно потребляя энергию. Что касается автофокусной техники, то эту функцию необходимо использовать только тогда, когда вы уверены, что объектив наведется именно на тот объект, который вы хотите сфотографировать. Например, если сюжет состоит из нескольких объектов, имеются блестящие поверхности, слишком яркий контраст между уровнями освещения, при съемке за стеклом, а также во время сильного дождя или в тумане, то от автофокуса лучше отказаться. При съемке длинномерных или движущихся объектов, а также при макросъемке это лучше сделать вручную или быть готовым к тому, что энергопотребление на привод мотора автофокуса будет очень большим. Тем более что все автофокусные зеркальные фотоаппараты имеют режим ручной фокусировки. То же самое касается и автоматического зуммирования объектива.
* Для продления работы источников питания зачастую имеет смысл заменить режим оптической стабилизации изображения, который есть у некоторых моделей фотоаппаратов, старыми проверенными средствами: штативом, фотострубциной или моноподом.
* В некоторых аппаратах немало энергии потребляет устройство для подавления эффекта «красных глаз» при помощи стробоскопической вспышки или светящейся лампочки, которые особой эффективностью не отличаются. Как преодолеть эффект «красных глаз», будет подробно рассказано далее, а вот в целях экономии энергии эту функцию иногда есть смысл отключить.
* Также в некоторых моделях фотоаппаратов лучше не использовать режим ускоренной обратной перемотки пленки, а отдать предпочтение «нормальной» перемотке. Помните, что емкость батареек в холодное время (зимой) быстро снижается. Рекомендуется всегда носить с собой запасной комплект батареек. В зимнее время держите батарейки во внутреннем кармане и производите замену комплекта батареек, как только почувствуете, что работоспособность батареек, находящихся в фотоаппарате, заметно снизилась.После прогрева батареек до комнатной температуры их работоспособность восстанавливается.
Изгиб спины
Необходимо обратить внимание на то, чтобы при любых наклонах туловища на спине в районе поясницы был прогиб. В этом случае линия спины является композиционно основной. Если в спине есть заметный прогиб в сторону живота, то фотогеничность фигуры не вызывает никаких нареканий, так как это естественная поза (она еще и композиционно выгодна).
Изменение точки съемки в условиях ограниченного пространства
Иногда съемка ведется в условиях ограниченного пространства, а фокусное расстояние объектива не позволяет вместить все объекты в кадр, хотя это необходимо. Наиболее часто этот случай встречается при съемке групп людей в замкнутом пространстве. В таком случае может помочь смещение точки съемки вверх или вниз. Тут можно поднять аппарат вверх (или опустить вниз, заняв позицию над снимаемыми объектами). Или использовать местные условия в виде лестниц, балконов и иных деталей интерьера, позволяющих разместить людей на разном уровне по вертикали.
Измерение экспозиции
Как уже говорилось, человеческий глаз сам собой адаптируется к разным условиям освещенности, и поэтому для того, чтобы определить экспозицию на глаз, нужен соответствующий опыт. Обычно глаз приспосабливается к светлым участкам изображения и тени игнорирует. Этот эффект можно хорошо наблюдать, находясь ночью на улице, освещенной фонарями. Человек, стоящий в свете фонаря, виден очень хорошо. Но стоит ему отойти немного подальше в тень, как мы сразу перестаем его различать. А диапазон яркостей (контраст), который может воспринять светочувствительный слой, гораздо меньше по сравнению с глазом.
Это ярко демонстрирует столь распространенный «эффект тоннеля», когда съемка ведется с одной вспышкой установленной на фотоаппарате. Объект на переднем плане получается освещенным слишком ярко, а все находящееся за ним плавно уходит в темноту.
Из этого вытекает второй основополагающий момент, который всегда необходимо учитывать: любой светочувствительный слой, пусть даже обладающий большой фотографической широтой, не в состоянии в яркий солнечный день, когда контраст между светом и тенью максимальный, показать одновременно то, что находится на свету и то, что находится в тени. Он способен отобразить либо одно, либо другое. Например, при съемке в театре вы не сможете полноценно снять частично освещенного прожектором актера.
Таким образом, общим правилом является установка экспозиции по наиболее важным участкам изображения, иногда приходится жертвовать ради этого другими. Если вы снимаете ярко освещенную часть объекта, то все остальное канет в темноту. Если вы акцентируете внимание на теневом участке объекта, то освещенные части будут блеклыми как бы сильно разбавленными.
При цветной фотосъемке определение экспозиции по ярко освещенным частям снимаемого сюжета приводит к наиболее точному и яркому воспроизведению цветов.
Черно-белая фотография в этом смысле более демократична и менее подвержена сокрытию мелких деталей в освещенных или затененных местах.
Снимаемый сюжет
Объект в тени, фон виден хорошо
Объект виден хорошо, фон «разбавлен».
Экспозиция замеряется при помощи специальных приборов, которые называются экспонометрами. В современных фотоаппаратах экспонометры встроены непосредственно в фотоаппараты. Но чтобы было понятно, каким образом они работают, необходимо знать, как осуществляется экспозамер, понимать, что именно автоматика автоматизирует.
Самый простой и эффективный способ замера экспозиции, особенно когда есть большая разность уровня освещенности, – подойти к объекту съемки настолько близко, чтобы исключить из показаний экспонометра влияние светлого или темного фона, и замерить освещенность того места снимаемого объекта, которое на снимке должно получиться лучше всего. Затем вернуться на точку съемки и сделать снимок. Если объект находится на очень ярком фоне, то необходимо увеличить экспозицию на одну ступень.
Если вы пользуетесь автоматическим фотоаппаратом или мыльницей, на которых нет дисков управления диафрагмой и выдержкой, то это можно сделать при помощи диска установки светочувствительности пленки, обманув фотоаппарат и выставив на нем следующее по порядку значение светочувствительности используемой пленки. После съемки не забудьте вернуть диск установки светочувствительности в первоначальное положение.
Таким образом, мы замерили яркости объекта съемки.
Не менее эффективен метод замера освещенности. Для этого на приемное световое окно экспонометра надевают молочный фильтр, который обязательно входит в комплект поставки (измерение отраженного от объекта света по яркости производят без диффузной насадки). Затем становятся на место снимаемого объекта, направляют экспонометр в ту сторону, где должен будет находиться фотоаппарат для съемки. Таким образом замеряется уровень света, падающего со стороны снимаемого объекта на камеру.
Этот способ определения экспозиции является очень точным и недоступен встроенным в фотоаппарат экспонометрам.
Замер экспозиции по освещенности наиболее значимой части сюжета
Замер экспозиции по уровню освещенности места съемки
Замер экспозиции по методу отражения
Экспонометры, работающие по методу измерения отраженного света, которыми обычно оснащены все фотоаппараты, откалиброваны из расчета 18% отражательной способности, что приблизительно соответствует отражательной способности типичного освещенного солнцем ландшафта. То есть при съемке стерильно белой простыни или абсолютно черного фона мы получим в результате их серое изображение. Об этом нужно помнить всякий раз, когда используется камера со встроенным экспонометром.
Если отражательная способность объекта сильно отличается от этой нормы, то экспозиция, которую покажет экспонометр, будет ошибочной. Обычно ошибки измерений возникают в тех случаях, когда сюжет включает слишком светлый или темный фон. Из-за лишнего света экспонометр преуменьшает значение экспозиции, и в результате на снимке получается темный объект на светлом, или обратная картина, так как экспонометр показывает избыточную экспозицию. Для правильного определения экспозиции необходим опыт, позволяющий оценивать сюжеты и степень их отличия от стандартных с точки зрении освещенности.
Положение солнца меняется в зависимости от времени года и суток. Его яркость также меняется, но в незначительной степени.
В инструкциях к пленкам или на ручных простых фотоаппаратах часто используются термины, характеризующие уровни естественного освещения:
«Солнце» – солнце стоит высоко в небе в течение шести часов в середине дня летом.
«Солнце в дымке» – наличие легкого облачного слоя в верхней атмосфере.
«Светлая облачность» – наличие явно выраженных облаков, сквозь которые еще просматривается солнечный диск, но на земле нет резких теней.
«Сплошная облачность» – облака не обязательно тяжелые, но солнечный диск не виден.
«Пасмурно» – на небе серые тучи.
«Ненастье» – на небе темные тучи.
Экспозиция при каждой последующей смене естественного освещения изменяется на одну ступень.
Яркость цвета
Цвета также отличаются друг от друга по степени яркости. Если выстроить относительную шкалу, то окажется, что самый яркий – желтый, за ним идут оранжевый, красный, зеленый, синий, фиолетовый. Чтобы уравновесить композиционно в кадре маленькое желтое пятно, ему необходимо противопоставить большое фиолетовое. Отношение площадей цветов, вызывающее ощущение равновесия, примерно такие; желтый – фиолетовый 1:3; синий – оранжевый 2:1; красный – зеленый 1:1.
Однако на изображении ясно увидеть очертания объектов можно только тогда, когда имеется различие не столько по цветовому тону, сколько по светлоте. Простое различие цветов, пусть даже контрастных, имеет очень малую организующую силу изображения.
В черно-белой композиции наибольшее внимание привлекают чисто черные и чисто белые участки снимка.
1. Пропорция 1:1.
2. Площадь вагонов на снимке должна быть примерно в три раза больше площади жилета.
3. Либо изменить точку съемки, чтобы этот человек не попал в кадр, а если это сделать невозможно, снять так, чтобы белое платье девушки заняло не меньше половины площади снимка.
4. Буй должен занимать примерно четверть кадра и располагаться на нем, желательно, по правилу одной трети.
«Эффект тоннеля»
«Эффект тоннеля» является одной из разновидностей восприятия зрителем светлых тонов, постепенно переходящих в темные. Взгляд автоматически, как показывает практика, обычно скользит от светлого к темному. Если взять трубу, у которой ярко освещен ее дальний конец, то существует чисто психологическое «движение» взгляда изнутри наружу, а если дальний конец находится в темноте, то наоборот. В фигуре модели «эффект тоннеля» образуется при помощи частей одежды (рукава, подол, декольте…)
«Эффект тоннеля» является одним из смысловых центров изображения, на котором сразу останавливается взгляд зрителя. При фотографировании в темном помещении при помощи одной вспышки, расположенной у фотоаппарата, этот эффект получается автоматически.
1. (см. рис)
2. Правая замочная скважина выглядит намного таинственней левой.
3. (см. рис)
4. (см. рис)
5. На снимке взгляд скользит от светлого края к темному.
6. У сидящей модели в короткой обтягивающей юбке визуальный акцент приходится на пустоту, образуемую ногами и подолом юбки, а также пустоту, образуемую декольте.
«Эффект замочной скважины»
Образуемые частями тела между собой разнообразные «дырки», особенно на обнаженной фигуре, сразу бросаются в глаза именно благодаря контрасту, как по световому тону, так и по линейным размерам, и автоматически становятся центрами композиции, усиливающими психологическое воздействие линий силы, их образующих. Таким образом возникает «эффект замочной скважины».
Экспозиция
Количество освещения, которое при экспонировании получает светочувствительный слой, называется экспозицией (математически оно выражается произведением освещенности на выдержку). Величина экспозиции должна быть достаточной для того, чтобы на светочувствительном слое образовалось скрытое изображение снимаемого сюжета вплоть до подробностей в наименее освещенных его местах.
Что такое экспозиция, можно проиллюстрировать нехитрой аналогией, выливая одинаковое количество воды в таз из бутылки с узким горлышком и из банки с широким горлом. Вода символизирует необходимое количество света, таз – светочувствительный слой, горлышко – величину диафрагмы, а время вытекания из бутылки – выдержку.
Определение экспозиции по своей сути является поиском компромисса между светом и тенью, резкостью и нерезкостью. Так что к этому вопросу надо подходить серьезно и со знанием дела. От правильности экспозиции главным образом и зависит успешный результат съемки, правильное тоновоспроизведение объекта. Если отверстие диафрагмы было недостаточно прикрыто, то на снимке резко получатся не все предметы, которые вы хотели бы получить резкими. Или наоборот, на фотографиях будет резким то, что по вашей задумке и законам композиции совсем не должно быть таким.
Если экспозиция была недостаточной (недодержка), негатив или позитив получается недодержанным. Он становится слишком светлым и прозрачным, теряет мелкие подробности в слабо освещенных местах съемочного сюжета.
В случае чрезмерной экспозиции (передержка) негатив или позитив будет слишком темным и плотным, приобретает излишнюю контрастность, а мелкие детали в сильно освещенных местах съемочного сюжета будут утеряны.
Нормальная экспозиция для конкретного светочувствительного слоя есть величина постоянная, которая напрямую зависит от его светочувствительности. Величину нормальной экспозиции для каждого значения чувствительности можно взять из специальных таблиц, определить экспонометром или ознакомиться с ней на внутренней стороне картонной коробки, в которую упакована пленка (у большинства любительских пленок эта информация есть).
Обычно в установке точной экспозиции в момент съемки нет необходимости. Как уже известно, у пленок есть так называемая фотографическая широта, которая допускает некоторый разброс в применяемых значениях экспозиции. Также при съемке высококонтрастных объектов величина отклонений от нормальной экспозиции может увеличиваться.
Освещенность светочувствительного слоя находится в прямой связи с яркостью объекта съемки. Задача фотографа правильно оценить яркость снимаемого объекта, чтобы установить правильную экспозицию. Наш глаз оценивает не яркости каких-либо частей объекта, а перепады между различными полутонами, независимо от цвета. Об этом подробно будет говориться в главе о композиции. Поэтому, не имея большого опыта, правильно оценить освещенность объекта бывает довольно сложно. Также здесь необходимо учитывать, что глаз легко приспосабливается (привыкает) к самому невзрачному освещению и воспринимает его как более интенсивное, чем есть на самом деле. Также здесь влияет и цвет в том смысле, что чувствительность глаза к некоторым частям спектра (например, эффект сумеречного зрения) не соответствует чувствительности светочувствительного слоя к ним же. Например, на фотопленку наиболее сильно воздействуют лучи сине-фиолетового и ультрафиолетового спектра, тогда как первые кажутся глазу более темными, а вторые не воспринимаются им вовсе.
Экспозиция регулируется яркостью светового изображения, регулируемой диафрагмой и продолжительностью воздействий света на светочувствительный слой, регулируемый выдержкой. С увеличением одного уменьшается другое (они обратно пропорциональны).
Таким образом, сам процесс фотосъемки представляет собой поиск компромисса между глубиной резкости и четким воспроизведением тех или иных частей сюжета, что, по сути, и является творчеством фотографа в технологической части процесса съемки.
Этапы выполнения работы
Психологи делят выполнение любой работы на четыре этапа.
1-Й ЭТАП. Контакт. На этот этап не стоит жалеть ни времени, ни сил, так как он является основанием лестницы взаимопонимания, и если эта ступенька разрушится, то рухнет и вся лестница. На этом этапе модель и фотограф изучают друг друга, находят общие интересы, чтобы потом совместными усилиями перейти к выполнению работы при полном взаимопонимании.
2-Й ЭТАП. Фотограф и модель ставят задачу и ищут различные варианты ее решения.
3-Й ЭТАП. Фотограф и модель принимают решение, какой вариант фотосъемки е конкретном случае является наиболее приемлемым.
4-Й ЭТАП. Фотограф и модель приступают к съемке, и тут вступают в силу те психологические факторы, правила, требования техники и различные жесткие, часто неприятные условия, которые необходимо учитывать и беспрекословно выполнять, чтобы получить конечный результат, на который все рассчитывают.
5-Й ЭТАП. Фотограф и модель получают результат своей работы.
При знакомстве фотографа с незнакомой моделью на улице надо помнить что, по утверждениям психологов, модель принимает решение идти на контакт в первые две минуты. Если в течение этого время фотографу отказали в сотрудничестве, то ему лучше поискать другую «жертву».
Все позы, движения, мимику во время съемки важно выполнять с полной отдачей. В противном случае зритель может искаженно трактовать донесенный до него замысел снимка.
Сознательно искаженные фигуры на изображениях, утрированные позы – все это делается только для того, чтобы донести до зрителя задуманное. Если в устной речи это достигается красноречием, то в фотографии – утрированием позы, жеста или избытком символических внешних атрибутов.
Обычно утрируются те вещи, на которые хотелось бы обратить внимание зрителя. Эти искажения – безошибочное средство, которым достигается цель. Поэтому сначала моделируют сцену будущего снимка, как это происходит в быту, а потом начинают искажать и утрировать позы, жесты, взаимное расположение моделей, одежду, цвет, яркость света, нарушают законы перспективы и вводят оптические иллюзии. И все это делается с одной целью – облегчить расшифровку знаковой системы снимка, усилить его эмоциональную выразительность.
Еще одно необходимое качество – мужество показать то, что не соответствует заданному образу. Категорически воспрещается соленое – солить, перченое – перчить, сладкое – сластить, масляное – маслить, мокрое – мочить… Как, к большому сожалению, это широко распространено в современной рекламе!
Достаточно показать одну или несколько черт характера, не соответствующих образу, чтобы на этом противопоставлении усилить его. Если образ модели положительный, то он не нуждается во множестве исключительно положительных качеств, так как это выглядит неправдоподобно, искусственно и оторвано от реальности. Несколько намеков на наличие отрицательных качеств характера усилит необходимый положительный образ и придаст ему жизненность.
Как правильно держать фотоаппарат во время съемки
При фотосъемке с рук необходимо обеспечить полную неподвижность фотоаппарата, за исключением съемки с панорамированием, Для этого надо учесть ряд условий и получить некоторые навыки.
Правильный способ держать фотоаппарат – это такой способ, при котором обеспечиваются удобство для фотографа и неподвижность для фотоаппарата. Необходимо следить, чтобы ваши пальцы или крышка футляра малоформатного аппарата в момент спуска затвора не оказались перед объективом, особенно если фотоаппарат не зеркальный, и не прикрыли собой разнообразные датчики.
Обычно фотоаппарат держат в правой руке, а ее указательный палец нажимает на кнопку спуска затвора. Левая рука также поддерживает корпус или объектив фотоаппарата, производя манипуляции с объективом. Масса фотоаппарата распределяется между двумя руками, причем локти упираются в грудь фотографа или прижимаются к телу. Фотоаппарат прижимают ко лбу, носу, щеке. Ноги следует слегка расставить, расположив одну немного впереди другой, при этом руки и ноги расслабляют, свой вес распределяют на обе ноги. При съемке длиннофокусным объективом лучше взяться левой рукой за объектив у передней стенки корпуса камеры, а правой рукой – за корпус таким образом, чтобы было удобно нажимать указательным пальцем на спусковую кнопку затвора. После настройки фокуса и установки параметров экспозиции следите за тем, чтобы левой рукой не сбить установки объектива.
В момент съемки необходимо выдохнуть, затаить дыхание и очень плавно нажать кнопку спуска. Нажимая на спусковое приспособление, остерегайтесь невольно качнуть аппарат, резко наклонив его книзу.
Если руки держатся на весу, то резкость на снимках минимальна.
Чтобы обеспечить неподвижность фотоаппарата, существует множество способов, но в любом их них действует принцип: руки не держат на весу, а опираются на различные части тела или предметы.
Например, при съемке с корточек, лучше не сидеть на них, так как устойчивость тела в этом случае минимальна.
Лучше одно колено поставить на землю, что сразу сделает позу устойчивой, а локоть упереть в колено, что, в свою очередь, добавит жесткости.
Иногда бывает полезно опереться спиной о столб, стену или дерево.
Также для приданий устойчивости фотоаппарат упирают на разные предметы.
Используя принцип «скрытой камеры», также надо стремиться к неподвижности аппарата во время съемки.
Использование опоры дня создания устойчивости при съемке
Съемка с нижней точки: 1 – правильно, 2 – неправильно
«Скрытая» камера
Использование предметов для создания устойчивости во время съемки
Композиция
Фигура, расположенная в центре кадра, кажется больше, чем на самом деле. Если фигура модели не худощавая, то ее лучше располагать ближе к краю кадра, желательно по правилу одной трети.
Движущиеся объекты, рекомендуется располагать на снимке таким образом, чтобы их траектория не располагалась параллельно границам кадра.
Линия горизонта на снимке не должна делить его пополам.
Чем меньше элементов входит в фотопортрет, тем больше эмоциональной нагрузки несет каждый из них, и тем легче объединить их композиционно. При съемке в полный рост фронтальные положения корпуса менее предпочтительны, чем позы с поворотом корпуса в профиль. Съемка в полный рост с опорой на обе ноги оправдана при фотографировании детей, стариков, спортсменов, военных, политиков.
Композицию лучше выстраивать на углах в 45-50 градусов – такой ракурс наиболее естественней и удобен для восприятия снимка зрителем.
Для создания замкнутой композиции из тела модели ей достаточно обхватить колени руками в любых комбинациях.
Объект, снятый с верхнего ракурса, психологически несет функцию принижения, вызывая у зрителя покровительственные чувства, психологически возвышая его над объектом, изображенном на снимке. Нижний ракурс вызывает противоположный эффект.
При съемке нескольких человек фигуры, расположенные на одном уровне, производят скучное впечатление.
При групповой съемке фигуры должны быть размещены гораздо ближе друг к другу, чем обычно в реальной обстановке, иначе на снимке они получатся значительно отдаленными друг от друга.
При съемке группового портрета из двух моделей «накладкой» (модель, расположенная спереди, частично закрывает стоящую сзади) на задний план обычно ставят модель с менее эстетичной фигурой.
При съемке группового портрета подбородок вышестоящих моделей не должен выходить за уровень волос нижестоящих, иначе получается разрыв композиции.
При съемке группы из трех человек нежелательно использовать композицию в виде перевернутого треугольника (две головы сверху, одна между ними внизу), так как у зрителя возникает естественное желание мысленно перевернуть его и поставить в более устойчивое положение.
При съемке модели в полный рост над ее головой должно быть больше свободного места, чем у ног.
Слишком низкие ракурсы практически всегда неестественны и подавляют зрителя.
Избегайте ярких огней или пестрых цветных пятен в стороне от главного объекта, так как они нарушают композицию.
Контрольные вопросы и практические задания
1. Произвести контурную съемку (фон ярко освещен, объект не освещен) предметов и фигуры человека.
2. Сфотографировать стеклянный стакан на белом, сером и черном фоне. Проанализировать изображения.
3. При помощи контурной съемки выявить наиболее характерную линию фигуры или лица фотомодели.
4. Создать композицию предметов и выявить основные линии, которые образуют абрис натюрморта.
5. Девушка-модель переходит через речку. Каким образом она должна приподнимать подол, спереди или сбоку, чтобы на снимке выглядеть более выигрышно?
1. Сделать снимки с использованием прямых, ломанных, изогнутых линий. Проанализировать изображение.
2. Сделать снимок модели, чтобы взгляд зрителя фиксировался на кисти руки или стопе ноги.
3. При помощи изгиба линий композиции остановить взгляд зрителя на каком-либо небольшом неодушевленном объекте.
4. Сфотографировать модель в профиль с выпрямленными, полусогнутыми, сильно согнутыми коленями. Проанализировать изображение.
5. Сделать портрет модели, выявив на ее лице линии с максимальными изгибами (нос, губы, разрез глаз, подбородок, овал лица...)
6. Нарисовать шарж модели по фотографии, наложив на нее бумагу или кальку и совместив прямыми линиями точки пересечения и максимальных изгибов.
7. Сфотографировать пейзаж с использованием перекрещения линий. Проанализировать изображение.
8. Сфотографировать модель с использованием точек пересечений линий, чтобы взгляд зрителя фиксировался на голове; груди; животе; ногах модели.
9. Вы снимаете художественный портрет молодого человека. Какой из трех вариантов (см. рисунок) вы отдадите заказчику и почему?
1. При съемке молотка разместить центр композиции в левом правом верхнем, левом нижнем, правом нижнем и в центральной части композиции. Проанализировать изображение.
2. Сфотографировать интерьер или бытовой сюжет с использованием диагональных линий, идущих из угла в угол кадра. Проанализировать изображение,
3. Сделать групповой портрет людей, объединив их между собой при помощи диагональных линий.
4. Придать телу модели позу, в которой она визуально при помощи диагональных линий соединяет части своего тела воедино.
5. Визуально ускорить движение объекта или человека при помощи диагоналей.
6. Визуально показать на снимке, что альпинистам очень трудно подниматься вверх по склону горы, а жеребцу сложно скакать вниз по склону.
7. Визуально «облегчите» взлет объекта (самолета, птицы или поднимающегося вверх объекта) при помощи диагоналей.
8. Модель изображает дискобола или метателя молота. Расположите ее фигуру так, чтобы визуально показать, что она испытывает максимальное физическое напряжение.
9. Модель одета в длинное однотонное вечернее платье, которое надо украсить искусственными цветочками, расположив их снизу подола платья. Как их расположить, чтобы фигура модели была наиболее приемлема для восприятия ее зрителем?
10. На мужчине-модели надет галстук с диагональными линиями. Пиджак расстегнут или отсутствует. Как должны идти диагонали на галстуке, чтобы акцентировать внимание зрителя на лице модели; на гениталиях.
11. У солдата перекинут через плечо автомат. Через какое плечо он должен быть перекинут, чтобы визуально показать боеспособность данного воина.
12. Модель показывает прямой рукой вверх на летящую птицу. Как расположить модель на снимке, чтобы зафиксировать внимание зрителя на птице?
1.Сделать снимки с использованием спиралей в интерьере, в природе, в одежде, в позе модели.
2. У модели красивые ноги. В какую позу с использованием свойств спиралей ей надо встать, чтобы зафиксировать взгляд зрителя на них.
3. У модели красивое лицо. В какую позу с использованием свойств спиралей ей надо встать, чтобы зафиксировать взгляд зрителя на нем.
4. Какая винтовая лестница будет визуально восприниматься как для спуска вниз; для подъема вверх.
5. Дерево обвивает лиана. Как она должна располагаться на нем, чтобы дерево визуально казалось еще выше, чем есть на самом деле.
1. Сделать снимки интерьера или пейзажа со светлым верхом и темным низом и наоборот.
2. Сфотографировать модель, одетую в одежду со светлым верхом и темным низом и наоборот. Какие недостатки внешности модели можно исправлять таким способом?
3. Сфотографировать модель, которая испытывает яркие отрицательные эмоции, за счет фона визуально усилить ее чувства.
4. Сфотографировать молоток ручкой вверх и ручкой вниз.
1. Сфотографировать «эффект тоннеля» в интерьере (открытая дверь в темное помещение, длинный коридор и т. д.).
2. Снять замочную скважину с освещением ее изнутри и без него.
3. При помощи «эффекта тоннеля» визуально увеличить скорость движущегося объекта или человека.
4. Найти среди бытовых предметов те, которые обладают «эффектом тоннеля» и сфотографировать их.
5. Сделать снимок, светлый край которого плавно переходит в темный. Проанализировать изображение.
6. Модель одета в короткую юбку, у нее маленький бюст. Как при помощи «эффекта тоннеля» акцентировать внимание зрителя на ногах и визуально увеличить бюст?
1. Разместить изображение одной и той же модели слева, по центру, справа на снимке. Проанализировать изображение.
2. С какой стороны на снимке нужно разместить: священника; женщину, стирающую в тазике белье; панка; политика, исповедующего основные человеческие ценности; политика-радикала; беременную женщину; циркача.
1. Разместить на снимке лицо модели в профиль с левой стороны; с правой стороны. Проанализировать изображение.
2. Модель фотографируется в профиль для брачного агентства. В какую сторону она должна смотреть на снимке?
3. Модель фотографируется в профиль на фоне исторического памятника. В какую сторону она должна смотреть, чтобы зрителю было ясно, что она интересуется достопримечательностью.
1. Визуально ускорять на снимке движущийся объект или человека.
2. Снять пейзаж с использованием угла в 45 градусов. Проанализировать изображение.
3. При помощи свойств угла в 45 градусов визуально удлинить ноги или ногу модели.
Контрольные вопросы и задания
1. Вы собираетесь снимать в отпуске. Какую камеру предпочтете?
2. Какую пленку, любительскую или профессиональную, слайд-пленку или негативную вы будете использовать для следующих съемок: а) для съемки календаря для полиграфического воспроизводства; б) для съемки юбилея; в) для съемки портрета большого формата; г) для создания слайд-фильма; е) для фоторепортажа в ежедневной газете; ж) для пересъемки семейного архива.
3. Вы используете для съемки «мыльницу» с фиксированным фокусом. Помимо всего прочего вы отсняли портрет друга крупным планом и несколько пейзажей, но на снимках они получились не резкими. Почему?
4. Вы фотографируете движущийся автомобиль на фоне исторического памятника. Как сделать так, чтобы оба этих объекта были резкими на фотографиях?
5. Вы едете в туристическую поездку. У вас есть на выбор три фотоаппарата: дальномерный, зеркальный, с фиксированным фокусом. Какой из них будет наиболее практичен в путешествии и почему?
6. Вы снимаете очень динамичное мероприятие в небольшом помещении. Что надо сделать, чтобы не терять времени на наводку на резкость?
7. Вы снимаете портрет человека при солнечной погоде на пленку чувствительностью 400 единиц, Вам надо сделать так, чтобы фон за снимаемым объектом был размыт. Как это сделать?
8. Вы снимаете очень красивый пейзаж. Как сделать так, чтобы резкость снимка была максимальна?
9. Вы собираетесь заняться макросъемкой. Какую камеру предпочтете?
10. Вы снимаете погрудный портрет человека на фоне красивого пейзажа. Вы навели резкость на модель. Посмотрели на шкалу глубины резкости и видите, что пейзаж получится нерезким, так как бесконечность не попадает в глубину изображаемого пространства. Как выйти из этого положения?
11. Вы снимаете световую дорожку от заходящего солнца на море. Каким образом вы будете измерять экспозицию?
12. Вам подарили бывшую в употребления вспышку без документации. Как опытным путем определить ведущее число?
13. Вы делаете силуэтный снимок девушки при контровом освещении солнца.
1. Вы снимаете пейзаж. На небе после дождя возникла радуга на фоне очень красивых облаков. Какую точку съемки вы выберете?
2. Вы снимаете уличного попрошайку. Какую точку съемки вы выберете?
3. Вы на мероприятии фотографируете крупного политического деятеля. Какую точку съемки вы выберете, чтобы показать его значимость?
4. Вы снимаете обычную девушку в мини-юбке. Какой мало выбрать ракурс, чтобы визуально удлинить ее ноги?
5. Вы снимаете очень высокое здание. Как при помощи ракурса усилить ощущение его высоты?
6. Выделаете репортаж о поезде. Каким образом показать «чувство дороги» на снимке?
7. Вы фотографируете свою собаку. Как вы эта сделаете, чтобы показать красоту животного?
8. Вы снимаете счастливого ребенка. Какую точку съемки вы выберете?
9. Вы снимаете провинившегося перед вами ребенка. Какую точку съемки вы выберете?
10. Вы снимаете автомашину после аварии для страховой компании. Какую точку съемки вы выберете?
11. Вы фотографируете новый вместительный автобус. Как показать его вместимость?
1. Вы фотографируете шоссе с виадука вдоль разделительной полосы. Как сделать снимок симметричным?
2. Вы фотографируете двух моделей-единомышленников. Как это показать на снимке при помощи симметрии?
3. Вы фотографируете сидящую модель в очень спокойном состоянии. Каков вариант ее позы на снимке?
4. Вы фотографируете на берегу пруда Аленушку, которая горюет о козленочке, братце Иванушке. Как за счет симметрии усилить этот снимок?
5. Вы фотографируете с моста движущуюся по реке моторную лодку. Как здесь использовать принцип симметрии?
6. Вы фотографируете надвигающуюся грозу. На небе есть и темные дождевые тучи, и голубое небо с солнцем. Как вы сделаете снимок, чтобы усилить ощущение надвигающего шторма?
7. Вы фотографируете крупного бизнесмена, сопровождаемого двумя почти одинаковыми по фигуре шкафообразными охранниками. Как усилить социальную значимость этого человека на снимке?
8. Вы фотографируете кокетливую девушку-модель. Как усилить ее кокетство на снимке?
9. Вы фотографируете двуличного политика. При внешней благообразности он явно способен на нехорошее дело. Как показать это на снимке?
10. Вы фотографируете олимпийского чемпиона в бытовой обстановке. Как показать его великолепную физическую подготовку за счет композиции?
11. Вы фотографируете модель, испытывающую отрицательные эмоции. Как усилить их на снимке?
1. Вы фотографируете школьника, резвящегося на перемене. На каком фоне вы это сделаете?
2. Вы фотографируете сидящую отдыхающую модель. В какой позе она должна находиться, чтобы максимально передать на снимке ее усталость?
3. Модель занимается медитацией. В какой позе она должна находиться?
4. Вы фотографируете хорошо развитую в физическом отношении модель-девушку. Как показать ее физическое состояние на снимках?
1. Вы делаете фоторепортаж о железнодорожниках. Как передать на снимке чувство дальнего расстояния?
2. Вы занимаетесь модельной съемкой. Какие принципы вы будете использовать в работе, чтобы ноги девушек на снимке выходили более фотогеничными?
3. Вы фотографируете с вертолета военно-морские учения. Как показать скорость движения кораблей на снимках?
4. Вы фотографируете соревнования по прыжкам в воду. Как будут отличаться по восприятию фотографии, на которых: а) спортсмен летит в воду, раскинув руки в стороны; 6) спортсмен летит в воду, сложив над головой кисти вытянутых рук?
5. Как визуально увеличить стройность ног модели-девушки при съемке в рост, в фас, спереди или сзади?
1. У модели красивый верх фигуры выше пояса и не очень приглядный низ. Как визуально исправить этот недостаток внешности?
2. Вы показываете на снимке движущийся объект. Как вы построите его композицию?
3. Вы снимаете группу из четырех моделей. Куда вы их попросите направить свои взгляды, чтобы получить замкнутую композицию? Открытую композицию?
1. Вы фотографируете прибой штормового моря. Какой должна быть композиция снимка?
2. Вы фотографируете отдыхающую модель. Какой должна быть композиция снимка?
3. Вы фотографируете взлетающую птицу. Какой должна быть композиция снимка?
4. Модель делает жест рукой в сторону. Каким образом на снимке можно уравновесить ее фигуру?
5. Вы снимаете модель в хорошем расположении духа. Какой должна быть композиция снимка?
6. Вы фотографируете горюющую модель. Какой должна быть композиция снимка?
1. Вы фотографируете модель-девушку с красивым лицом и некрасивой фигурой. Как на снимке сделать ее неподражаемой?
2. У модели красивые глаза, но некрасивый рот. Как сделать художественный снимок?
3. Вы фотографируете мужа, вернувшегося из командировки, иллюстрируя для журнала соответствующий анекдот. Как вы покажете любовника, если вам в редакции для съемок предоставили всего две модели: жены и мужа?
4. Вы делаете мистическую фотографию кошки. Как вы это сделаете?
1. Вы фотографируете модель, стоящую на шоссе. Как бы ее разместите, исходя из соображений построения композиции?
2. Вы фотографируете модель, спускающуюся по лестнице. В какое место лестницы вы ее поставите?
3. Вы фотографируете козу, находящуюся на привязи. Как вы скомпонуете кадр?
4. Вы фотографируете салют. Каким образом вы будете компоновать кадр?
5. Вы снимаете перетягивание каната. Какую точку съемки вы выберете?
6. Вы фотографируете модель в полный рост в уникальном головном уборе. Как сконцентрировать внимание зрителя на шляпе?
1. Вы фотографируете сопки Крайнего Севера. Как показать бесконечные пространства края?
2. Вы фотографируете пойманную вами полуметровую рыбу. Как на снимке показать ее реальные размеры?
3. Вы фотографируете пойманную вами полуметровую рыбу. Как на снимке показать ее преувеличенные размеры для похвальбы перед другими рыбаками?
4. Вы занимаетесь макросъемкой навозного жука. Как показать его натуральные размеры?
5. Вы купили маленький автомобиль. Как показать на снимке, что вы приобрели солидную машину?
6. Ваш сосед купил большой автомобиль. Как на снимке приуменьшить его покупку?
Координация и субординация цвета в композиции
Цветовая композиция на снимке строится в идеале по принципам субординации и координации. В первом случае какое-то цветовое пятно является доминантным, главным в кадре, а все другие цвета подчиняются ему, либо гармонируя, либо контрастируя с ним.
Во втором случае используются взаимосвязанные и гармоничные градации одного и того же цвета.
1. а) в) д) модель будет контрастировать с фоном, б) г) модель будет сливаться с фоном.
2. На фоне леса или кустов.
3. Модель должна одеться в синие или черные одежду и колготки.
4. На любом цветном фоне: небо, лес, море, пустыня.
5. На фоне воды. Загорелое тело по тону сольется с песком и будет плохо видно на фотографиях.
Короткая шея
Короткую шею визуально можно удлинить за счет прически, которая открывает уши и затылок, а также за счет выреза ворота. Хорошо скрывают короткую шею длинные распущенные волосы.
Короткий нос
При коротком носе прическа должна быть ярко выраженной округлой формы.
Короткое туловище
Короткое туловище – очень удачный «дефект» комплекции, так как длинные ноги всегда считались красивыми. Если для нужд съемки необходимо скрыть слишком высокую талию, то подойдут силуэты одежды с заниженной линией талии или отрезной линией, проходящей по бедрам. Широкие пояса не рекомендуются. Нежелательно также зрительное членение туловища горизонтально, например, макси-юбкой, так как в данном случае это не прибавляет элегантности.
Косоглазие
Если у модели косоглазие, то помимо съемки в профиль этот дефект можно исправить путем направления взгляда модели вниз, или расположить ее так, чтобы взгляд был направлен в сторону косящего глаза.
Круглое и широкое лицо
К широкому и круглому лицу идут высокие шляпы, к удлиненному – низкие с широкими полями.
Прямой пробор в прическе, гладко расчесанные на стороны волосы придадут такому лицу еще большую округлость и зрительно сделают шею короче. Не рекомендуется открывать уши.
Крупные черты лица
Женщинам с крупными чертами лица лучше носить гладкие прически без громоздких деталей.
Ликвидация паразитных засветок во время съемки
Паразитные засветки возникают довольно часто в следующих случаях. Во-первых, при съемке против источника света, солнца или искусственной лампы. В результате на кадре образуется засвеченные участки, либо повторяющиеся блики в форме отверстия диафрагмы, расположенные на одной линии. Самый распространенный – это использование бленд, которые отсекают посторонние источники света.
следующие 2 страницы (стр. 204-205) в оригинальном скане отсутствуют, к сожалению
Линейное построение снимка
При линейном построении композиции снимка лучше избегать прямых одиночных линий, выходящих за пределы кадра, чтобы они не делили кадр на равные части. Точку схождения параллельных линий в перспективе лучше располагать вне центра кадра.
Часто используется прием вводящих линий, которые берут начало за пределами кадра и ведут к его смысловому центру. Такие линии можно найти практически в любом сюжете.
Иногда для построения композиции используется так называемая «чистая линия», то есть линия геометрически правильная, ничем не нарушаемая. Это могут быть очертания человеческой фигуры, разнообразных объектов, детали ландшафта.
Линии в композиции
О линиях еще древнекитайские мудрецы говорили как о «линиях силы», которые образуют абрис контуров предметов, пейзажей, фигуры человека, являются основными в композиции. Разглядывая объект издали, зритель улавливает его «линии силы», а разглядывая вблизи, улавливает его субстанцию. Поэтому именно линии на снимке являются основой композиции, выражают динамику движения, создают настроение.
В фигуре человека «линии силы» – это всегда линии контура либо всего тела, либо отдельных его частей, либо складки кожи, образующиеся при различных позах.
Ясно видеть очертания, в том числе и на фотографиях, можно, только если на снимке имеются достаточные различий по светлоте, а не по цветовому тону. Одно хроматическое (то есть только по цвету) различие цветов, даже контрастных, не создают «линий силы».
1. Этим способом можно выявить как фотогеничность модели, так и выявить основные контуры любого объекта, которые будут играть на снимке основную роль.
2. В зависимости от фона четко видно, как благодаря перепаду яркостей все более различимыми становятся края стакана.
3. На любом предмете или фигуре человека, или его частях тела, можно не прибегая к фотосъемке или другим способам, а лишь при помощи воображения, выявить линию, содержащую максимум искривлений и пересечений, а затем сделать ее основной на снимке.
4. При рассмотрении натюрморта необходимо мысленно убрать все фактуры и полутона, оставив лишь одни контуры предметов, потом выделить основные линии, которые будут фигурировать на снимке.
5. Девушка должна приподнять подол платья с боков, чтобы визуально удлинить линию ноги, которая является основной на снимке, а не увеличить площадь ноги.
Любительские фотопленки
Любительские пленки предназначены для бытовых съемок любительской фотоаппаратурой, они имеют большую фотографическую широту и прощают серьезные ошибки в экспозиции. Они не требуют немедленной проявки после экспонирования, а также хранений при пониженных температурах.
Более высокая контрастность любительских пленок специально сделана для того, чтобы отпечатка были более яркими и насыщенными по цвету, а также с учетом возможного применения аппаратуры с плохой оптикой. Но из-за этого происходит ухудшение изображения тонких цветовых переходов, что при любительской съемке незаметно.
Макияж в фотографии
Для любой фотосъемки на модель лучше наносить театральный или вечерний макияж.
Для того чтобы исправить недостатки формы лица (квадратное, круглое и так далее) при помощи румян и пудры, определить места их наложения можно следующим образом. Нарисуйте на зеркале яйцевидный овал, направленный острым концов вниз, размер которого соответствует отражению размера лица модели в зеркале. Поместите в этот овал изображение своего лица и линия овала укажет границу наложения грима.
Съемка при мягком освещении требует более яркого грима, чем при жестком.
Перед фотографированием на все мелкие морщины и дряблые части лица модели надо нанести тонкий слой невзбитого яичного белка, который стягивает кожу. Затем поверх него, после высыхания, нанести грим. Эффект омоложения очевиден, но кратковременен.
Чтобы закрепить наложенный на лицо модели грим, его сразу после наложения надо либо смочить губкой с ледяной водой, либо протереть куском гладкого льда. Это желательно делать особенно при съемке в павильоне, где жарко от осветительной аппаратуры.
Особое внимание при наложении грима надо обратить на скулы, поскольку они придают форму лицу модели.
Губная помада должна не увеличивать визуально рот модели, а только подчеркивать естественную форму губ.
От светлой помады губы кажутся полнее, от темной – тоньше.
Задача модели-женщины перед съемкой губной помадой или другими средствами подчеркнуть контур губ и сгладить диспропорцию между верхней и нижней губой.
При наложении макияжа не следует оставлять без внимания уголки рта модели. Опущенные уголки ассоциируются с обиженным или надменным человеком. Тот же эффект возникает и при излишне выпяченной (иногда за счет безграмотного наложения грима) нижней губе. Приподнятые же уголки рта ассоциируются с веселым человеком, так как напоминают улыбку.
Слишком яркая помада делает лицо модели вульгарной.
Слишком темная помада, особенно с коричневым оттенком, старит лицо модели.
При цветной фотосъемке тональный крем не должен отличаться от цвета кожи.
При цветной фотосъемке на внутренних уголках глаз можно сделать бежевую, бледно-зеленую, голубую или белую подводку, в зависимости от цвета глаз модели.
При цветной фотосъемке лучше избегать фиолетовых оттенков в румянах и помаде модели, Контур губ модели не должен быть темнее и ярче основной помады.
Если наложить глубокие тени с обеих сторон лица модели, то значительно удлинится весь овал.
Лицо модели желательно сильно припудрить, чтобы при съемке со вспышкой не появлялось жирного блеска.
За исключением съемки в профессиональной студии, в макияже модели лучше не использовать перламутровые румяна или перламутр. Это может вызвать эффект синяка.
Нижнее веко на лице модели лучше не подводить вообще – достаточно хорошо покрасить нижние ресницы.
Никогда не бывает лишним нанести на лицо модели косметику пастельных тонов. Если в жизни у нее идеальный цвет лица, на фото кожа будет выглядеть неровной и красноватой. Поверх тонального крема нужно нанести слой пудры, дабы избежать лишнего блеска.
Подводку глаз модели не следует наносить жирными линиями. Это выглядит вульгарно и старит.
Тушь для ресниц можно использовать обильно, это придаст взгляду модели выразительность и глубину, но не желательно использовать цветную тушь.
При эротической фотосъемке на модели должно быть минимум косметики.
При черно-белой съемке нельзя применять губную помаду красного цвета, так как на снимке губы будут черными, а применение помады бледных тонов сделает их белыми. Лучше воспользоваться помадой коричневого оттенка.
Не рекомендуется подводить глаза синим, зеленым или слишком жирным черным карандашом – они дают слишком резкие цвета.
Чтобы на снимке сделать губы модели более пухлыми, на их середину можно нанести помаду более светлого оттенка, чем основной тон, или легкий блеск.
Если кожа у модели смуглая, ей лучше пользоваться розовыми, лиловыми или бордовыми тонами. Натуральным блондинкам подойдут более светлые тона.
Маленькая или большая голова
Скорректировать визуально размер головы можно либо головными уборами, либо изменением размеров предплечий с помощью фасонов одежды.
Маленький подбородок
При маленьком подбородке подойдут любые прически и стрижки, которые создают прямую или, во всяком случае, четко обозначенную линию от подбородка к вискам.
Масштаб
В композиции важную роль играет такое понятие, как масштаб. Практически все люди и окружающие их предметы обычно имеют привычные размеры и пропорции.
Масштаб непроизвольно связывается в нашем сознании с человеческим окружением. Например, мотоцикл, стоя на улице, кажется маленьким, но стоит поместить его в комнате – и он воспринимается огромным. Этот эффект часто используют в авангардной одежде, прическе, макияже.
Масштабность основана на сопоставлении размеров рассматриваемого предмета и наших представлений об этой величине.
Для созданий образа на снимках огромное значение имеют так называемые мерители масштаба. Это объекты, которые в нашем сознании имеют определенное функциональное значение и величину: размер стула, стола, стакана, высота перил, ступенек человеческий рост в зависимости от возраста, величина дверных проемов и многое другое. Любое несоответствие изображений этих объектов мерителям масштаба на снимках вносит, а их восприятие новую неожиданную волну.
1. Ввести в кадр маленькую фигурку человека или животного.
2. Сфотографировать ее на фоне линейки или держа ее на весу перед собой.
3. Сфотографировать рыбу в руках ребенка. Или вытянуть рыбу на руках в сторону фотографа, который должен снять вас широкоугольным объективом,
4. Положить рядом предмет, размер которого известен. Например, спичечный коробок.
5. Сфотографировать ее в маленьком помещении, например, в гараже, сфотографировать ее широкоугольным объективом до рыбьего глаза включительно.
6. Сфотографировать машину с верхнего ракурса рядом с моделью. Ракурс должен быть таким, чтобы перспективные искажения визуально укоротили рост модели в несколько раз.
7. Сфотографировать соседа перед машиной широкоугольным объективом.
Массивный подбородок
Отвлечет внимание прическа, основная масса волос которой (или заменяющий ее шиньон) находится ближе к шее, либо короткая стрижка, причем волосы к затылку должны укорачиваться.
Медленная синхронизация
Когда вспышка срабатывает при очень коротких выдержках, то задний план обычно получается излишне темным. Поэтому режим медленной синхронизации заключается в том, что выдержка увеличивается, иногда до нескольких минут, чтобы детали заднего плана смогли «проработаться». При этом, естественно, необходимо обеспечить неподвижность фотоаппарата.
Механизм для наводки на резкость
Наводка на резкость в разных фотокамерах осуществляется по-разному. Смысл ее состоит в том, что в объективе изменяется расстояние между линзами, что позволяет получать резкое изображение объекта съемки независимо от его расстояний до фотоаппарата.
Недорогие «мыльницы» обычно имеют объективы с так называемым фиксированным фокусом (focus free). Фотоаппараты с такими объективами не требуют наводки на резкость, так как в большинстве случаев резко изображают пространство от полутора метров до бесконечности. Но резкость таких объективов – понятие относительное, так как подходит только для любительской съемки и конечных фотографий маленького формата.
Дальномерные фотоаппараты позволяют осмысленно наводить резкость на тот или иной объект.
Наводка на резкость контролируется через видоискатель, в котором обычно установлены те или иные механизмы контроля наводки на резкость. Обычно в дальномерных фотоаппаратах нужно в центральном кружке видоискателя совместить два изображения объекта. В зеркальных камерах также есть такой кружок для контроля наводки на резкость, имеющий различную конструкцию, но суть остается одной – если в этом кружке изображение резко, то оно будет резко и на фотографии. Наводка на резкость осуществляется путем поворота соответствующего кольца резкости на объективе.
Современные фотоаппараты обладают автоматической наводкой на резкость и называются автофокусными. Как правило, это полностью автоматические или профессиональные камеры. Технология наводки на резкость в таких фотоаппаратах различна и имеет свои тонкости, которые необходимо учитывать, предварительно изучив инструкцию по эксплуатации.
Мелкие черты лица
Если черты лица мелкие, не следует перегружать прическу отдельными небольшими деталями.
Мелкий план, средний план, крупный план (фрагмент)
Эти понятия являются базовыми в фотографической композиции. Если брать изображение человека или какого-либо объекта, то на мелком плане они будут изображены полностью на фоне какого-либо пейзажа или интерьера. На среднем плане они будут полностью занимать кадр. На крупном плане будет изображена только какая-либо их часть.
Мелкий план обычно используют для показа панорамы сюжета, при пейзажной съемке. Очень часто на снимке нет объектов, которые смогли бы стать смысловыми центрами, а присутствуют лишь линии, которые выстраиваются в стройную композицию.
Средний план показывает какой-либо объект полностью.
Крупный план показывает объект в деталях или какую-либо его часть.
Методы фотосъемки
При фотосъемке для получения высокохудожественных снимков применяются различные методы. Невозможно предугадать все жизненные ситуации, в которых приходится фотографировать: это и торжественные мероприятия, и семейная фотосъемка, и путешествия, и спорт, не говори уже о бесконечном разнообразии объектов съемки: и люди, и животные, и предметы, и интерьеры, и ландшафты…
Методы определения экспозиции в различных ситуациях
Если вы применяете вспышку для подсветки объекта при естественном освещении (иногда этот способ съемки называют синхросолнцем), то помните, что из-за отсутствия отражающих поверхностей ее ведущее число меньше, чем обычно, что надо учитывать при определении экспозиции.
При применении двух вспышек, дающих одинаковую освещенность, экспозицию есть смысл уменьшить на одну ступень.
Если дополнительная вспышка создает освещенность в 4 раза меньшую, чем основная, например, вторая вспышка такой же мощности, как и основная, но стоит от снимаемого объекта на расстоянии в два раза большем, то ее освещением при определении экспозиции можно пренебречь.
При съемках пейзажей, чтобы свести к минимуму влияние неба на экспозамер, есть смысл направить экспонометр немного вниз, на землю.
При съемке песчаного побережья или снежных равнин, которые из-за отраженного света воспринимаются экспонометром как более яркие, чем есть на самом деле, есть смысл увеличить экспозицию на одну-две ступени.
Если вы снимаете черный объект на темном фоне, то экспонометр дает увеличенное значение экспозиции, в результате объект на снимке будет не темным, а серым. В этом случае есть смысл уменьшить экспозицию на одну-две ступени.
Когда на снимке присутствуют большие светлые или темные области и экспозицию практически невозможно точно определить, экспонометр лучше наводить на границу между этими областями, чтобы получить среднюю экспозицию.
Если все-таки вы не можете определить точно экспозицию, то есть смысл воспользоваться так называемой экспонометрической вилкой (эксповилкой). Суть заключается в том, чтобы снять сюжет с нормальной экспозицией, рекомендуемой экспонометром или вашим опытом, а также сделать еще два снимка с увеличенной и уменьшенной на одну ступень экспозицией.
Если вы снимаете на улице при солнечной погоде, то тут можно использовать следующие рекомендации в зависимости от направления света солнца:
* при фронтальном освещении экспозиция определяется по сюжетно-важной части;
* при боковом освещении экспозицию определяют отдельно по освещенной и затененной частям снимаемого объекта, и находят среднее значение;
* при контровом освещении экспозицию определяют по затененной части, если не делается силуэтный снимок.
При облачной погоде экспозицию замеряют по сюжетно важной части.
При съемке восхода или заката, когда солнце находился над линией горизонта под углом не более 15 градусов, экспонометр направляют на небесное светило. Чтобы снять небо без солнца, экспонометр направляют на небо.
Если в кадр попадает в основном зелень, неба мало, то экспозицию определяют по поверхности земли, направляя на нее экспонометр под углом 45 градусов.
Если в кадре в основном небо, зелени мало, то экспозицию определяют по небу. Если на поверхности земли есть блестящие пятна, лужи, мокрая трава и т. д., но они не доминируют, то экспозицию замеряют по общей фактуре поверхности. При их доминировании экспозицию определяют по блестящим поверхностям и при необходимости вводят ее коррекцию.
При съемке при естественном освещении экспозицию замеряют по наиболее важному объекту или занимающему большую площадь.
При съемке в лесу, независимо от погоды, экспозицию замеряют по затененным сторонам деревьев.
При съемке человека или группы людей на природе экспозицию замеряют по яркости лица. То же самое касается зимнего пейзажа, съемки человека в темной или светлой одежде.
Многократная съемка
…Другой случай, когда применяется многократная съемка, носит чисто художественный эффект, когда на один и тот же кадр экспонируются разные изображения. При этом надо помнить, что изображение второго кадра будет видно только на светлых участках первого кадра. Темное изображение второго кадра на темном изображении первого даст только полную темноту. Общая экспозиция должна быть кратна количеству сделанных кадров.
Многократная съемка применяется также для изображения длинных предметов, расположенных в темноте, или разного рода тоннелей. Суть метода заключается в том, что фотоаппарат устанавливают на штативе, открывают затвор, а помощник либо при помощи осветителя, либо при помощи многократного использования вспышки, освещает часть за частью длинномерный объект съемки.
Наклон оси кадра
Наклон оси кадра применяется для того, чтобы сделать необычной любую стандартную ситуацию, визуально удлинить длинномерный предмет или усилить динамику снимка.
Часто также при съемке разнообразных спусков или подъемов в горах, будь то альпинисты или лыжники, чтобы показать крутизну склона, его снимают сбоку, изменяя при этом наклон оси кадра, чтобы он выглядел круче.
Намеренное уменьшение площади неба в кадре
Намеренное уменьшение площади неба в кадре, хотя оно может быть необычайно красивым, делают из двух соображений: для концентрации внимания зрителя на объекте съемки, а также во избежание ошибок при определении экспозиции, так как небо может быть светлым или темным, а не продвинутые системы экспозамера могут внести соответствующую корректировку экспозиции в пользу неба, но не объекта съемки.
Направление света на снимках
Для начала рассмотрим варианты освещения фотографируемых объектов одним источником света.
Фронтальное освещение (1)
Источник света находится за спиной фотографа или перед ним, и его направление совпадает с оптической осью объектива. Самый распространенный вариант – встроенная в фотоаппарат вспышка.
Это освещение не самое удачное с точки зрения съемки, так как все снимаемые объекты получаются плоскими, лишенными теней и, соответственно, визуального объема, равномерно освещенными.
Поверхность, освещенная фронтальным светом, передается на фотографиях как однотонная, лишенная своих фактурных особенностей.
Если на лице модели много морщин или неровная кожа, то, осветив такое лицо фронтальным светом, можно в значительной степени смягчить неровности фактуры кожи модели.
Источник света находится под безымянным, диагональным или скользящим углом. Это положение источников света является наиболее выгодным и распространенным.
Снимаемые объекты визуально получаются объемными за счет образования теней от выступающих деталей, так как объемность и выпуклость трехмерных предметов выявляется и передается на плоскости фотоснимка именно благодаря сочетанию света и тени.
Источник света находится под прямым углом к снимаемому объекту. При этом освещается только часть объекта, выделяются его контуры.
Чтобы подчеркнуть складки и морщины на лице модели, используется боковой и скользящий свет.
При освещении неровной поверхности (складки материи, различный рельеф, неровная фактура поверхности и так далее) боковым, скользящим светом образуется светотень, которая резко и отчетливо выявляет малейшие неровности поверхности, показывая ее фактуру на снимке.
Источник света установлен за снимаемым объектом.
Также его создают источники света, установленные под задними безымянными, диагональными или скользящими углами. Это освещение еще иногда называют встречным.
Оно создает световой контур, а также используется для выявления воздушной дымки, освещения шероховатых и зеркальных фактур, создания «игры света» на стеклянных и прозрачных предметах.
Как вариант контрового освещения – съемка фигур туристов в палатке, изнутри освещенной фонариками или свечками.
Контровое освещение
Способы освещения снизу и сверху
Верхнее и нижнее освещение (1; 5)
Источник света находится строго сверху или снизу.
Это освещение является непривычным и создает нестандартный светотеневой рисунок.
При съемке портрета с верхним освещением в глазных впадинах, под носом и подбородком образуются отчетливые глубокие тени. При использовании нижнего освещения у модели резко выделяются глаза.
Нижнее диагональное освещение (2)
Используется редко для подсветки или создания спецэффектов.
Верхнее диагональное освещение (4)
Источник света находится сверху под углом к модели. Это самый распространенный и привычный для зрителя способ освещения объекта съемки. Так обычно его освещает солнце, фонари, люстры…
Нормальное по высоте освещение (3)
То же самое, что и фронтальное.
Движение осветителя по вертикали
Верхнее диагональное освещение
Направление взгляда модели на снимке
У европейцев поворот головы на снимке направо воспринимается как поворот навстречу зрителю, налево – а сторону от зрителя,
1. (см. рис)
2. Модель должна смотреть слева направо по отношению к зрителю.
3. На левом снимке модель больше интересует фотограф, который ее снимает. На втором снимке она действительно заинтересовалась достопримечательностью.
Не рекомендуется
Никогда самостоятельно не разбирайте камеру, если у вас нет соответствующей квалификации и знаний. Помните, что при самостоятельной разборке аннулируется гарантия на фототехнику.
Не направляйте открытый объектив на солнце и никогда не смотрите на него через видоискатель. Это может привести к тому, что выйдет из строя автоматика, будут прожжены шторки, а также вашему зрению может быть нанесен непоправимый ущерб.
Не держите камеру в местах с повышенной или пониженной температурой, с высокой влажностью, а также в агрессивной среде. К последнему относится и берег моря, где соль может вывести фотоаппарат из строя.
Не держите камеру без необходимости под воздействием прямых солнечных лучей.
Не допускайте воздействия на камеру дождя, песка, пыли, влажного воздуха.
Не оставляйте фотоаппаратуру вблизи источников сильного электромагнитного поля; телевизора, холодильника, СВЧ-печи и т. п.
При резкой смене температур не пользуйтесь фотоаппаратурой, пока температура не выровняется.
Не роняйте, не ударяйте, не трясите камеру; после каждого такого случая проверьте, как она работает.