10.11.8. Расчет финансовых показателей
Как правило, потенциальный инвестор не рассматривает предлагаемый ему проект изолированно, а сравнивает его с другими проектами. Все проекты различны и имеют свои особенности, но есть общепринятые расчетные показатели, которые для всех проектов определяются по единым правилам, и по которым проекты можно сравнить между собой.
К таким показателям относятся:
-
срок окупаемости, РР (Payback Period);
-
учетная (бухгалтерская) доходность, ARR (Accounting Rate of Return);
-
чистая текущая стоимость, NPV(Net Present Value);
-
индекс прибыльности, PI (Profitability Index);
-
внутренняя норма рентабельности, IRR (Internal Rate of Return);
-
модифицированная внутренняя норма рентабельности, MIRR (Modified IRR).
Принципы и методы расчета указанных показателей подробно рассмотрены в гл. 4. Весьма желательно привести в бизнес-плане расчет всех этих показателей, хотя можно ограничиться сроком окупаемости, NPVw 1RR (или M1RR).
Помимо расчета приведенных выше показателей полезно провести анализ будущего финансового состояния компании в каждом из периодов реализации проекта. Для этого необходимо рассчитать основные финансовые коэффициенты в каждом периоде, используя прогнозируемые балансы и отчеты о прибылях и убытках. Полезно привести в бизнес-плане значения следующих коэффициентов (для каждого периода):
-
коэффициент текущей (общей) ликвидности (Current ratio);
-
коэффициент быстрой ликвидности (Quick ratio);
-
доля заемных средств в структуре активов;
-
обеспеченность процентов к уплате, TIE (Time-Interest-Earned);
-
рентабельность реализованной продукции (Profit margin of
sales);
-
рентабельность активов, ROA (Return of Assets);
-
рентабельность собственного капитала, ROE (Return of
-
Equity);
-
коэффициент генерирования доходов, ВЕР (Basic Earning
Power).
Определения, методы расчета и анализа значений этих коэффициентов подробно рассмотрены в гл. 4. Если значения коэффициентов на каком-то из периодов сильно отклоняются от нормальных значений, необходимо дать комментарии и обоснование такой ситуации.