8.6.2. Принципы изучения поведения потребителей. Типы потребителей
При изучении поведения потребителей маркетологи обычно исходят из четырех постулатов:
-
независимость потребителя;
-
наличие возможности определения мотивов поведения потребителя с помощью маркетинговых исследований (мотивы не случайны, а носят закономерный характер);
-
на поведение потребителей можно влиять. Оно поддается воздействию;
-
поведение потребителей социально законно.
Независимость потребителей выражается в том, что каждый из них действует в своих (и только своих) интересах. Решения о покупке или отказе от покупки тех или иных товаров и услуг
потребитель принимает исходя из того, способны ли они удовлетворить определенные его потребности, и насколько данные потребности для него являются насущными в свете цен этих товаров и услуг.
Несмотря на независимость потребителей, на их действия (в частности, на принятие решения о покупке) оказывают влияние ряд факторов. Такими факторами являются доходы, уровень образования, увлечения, стиль жизни и др. Кроме того, на поведение потребителей может влиять компания (средствами маркетинга).
Выделяют четыре основных типа потребителей:
-
компании-потребители (предприятия, осуществляющие покупки для нужд своего бизнеса или для дальнейшей переработки и продажи другим потребителям);
-
индивидуальные потребители (физические лица);
-
семьи;
-
домашние хозяйства (одна или несколько семей, объединенные общим хозяйством).
Последние три типа называют конечными потребителями. Конечные потребители приобретают товары и услуги для личного пользования.