8.1.1. Объем российской аудитории Интернета
Прежде всего, необходимо определить, что понимается под "аудиторией Интернета". Всех пользователей сети можно разделить на три основные категории в зависимости от того, насколько часто они используют Интернет:
-
активные пользователи — посещают Интернет каждый или почти каждый день;
-
умеренные пользователи — посещают Интернет от двух до трех раз в неделю;
-
неактивные пользователи — посещают Интернет один раз в неделю и реже.
Кроме того, в исследованиях аудитории Интернета применяются понятия:
-
ежедневная (ежесуточная) аудитория — количество пользователей, использующих Интернет в среднем не реже одного раза в сутки;
-
еженедельная аудитория — количество пользователей, использующих Интернет не реже одного раза в неделю;
-
ежемесячная аудитория — количество пользователей, использующих Интернет не реже одного раза в месяц.
К началу 2002 года общий объем российской аудитории Интернета достиг следующих величин (табл. 8.1).
Таблица 8.1. Объем российской аудитории Интернета
Аудитория
|
Количество пользователей, тыс. чел.
|
Объем, % от населения России
|
Аудитория за полугодие
|
Более 4 200
|
8
|
Ежемесячная аудитория
|
Более 3 1 00
|
6
|
Еженедельная аудитория
|
Более 2 200
|
4
|
Ежедневная аудитория
|
Более 1 200
|
2,3
|
Динамика изменения объема российской аудитории за период с начала 1999 года по конец 2001 года (в процентах от взрослого городского населения России) приведена в табл. 8.2.
Таблица 8.2. Динамика изменения объема российской
аудитории Интернета
Аудитория
|
Март- апрель 1999г.
|
Сентябрь- октябрь 1999г.
|
Март-апрель 2000г.
|
Сентябрь- октябрь 2000г.
|
Март- апрель 2001г.
|
Сентябрь- октябрь 2001г.
|
Ежедневная аудитория
|
0,6
|
0,7
|
1,4
|
1,8
|
2,0
|
2,2
|
Еженедельная аудитория
|
1,7
|
1,4
|
2,8
|
3,1
|
3,9
|
4,0
|
Ежемесячная аудитория
|
3,2
|
2,4
|
4,3
|
4,5
|
5,4
|
5,7
|
В течение суток Интернет используется неравномерно. Пик нагрузки на серверы российских Интернет-проектов приходится на рабочее время, особенно на период с 12 до 15 часов по московскому времени. Интернет-провайдеры применяют специальную тарифную политику (низкие цены на ночной доступ в Интернет) для снижения суточных колебаний нагрузки на оборудование. Тем не менее, указанная неравномерность сохраняется. Распределение аудитории Интернета по времени суток (в процентах от суточной аудитории) представлено в табл. 8.3.
Таблица 8.3. Распределение аудитории Интернета по времени суток
Время
|
0-3 часа
|
4-6 часов
|
7-9 часов
|
10-12 часов
|
13-15 часов
|
16-18 часов
|
19-21 час
|
22-24 часа
|
Доля аудитории
|
3
|
6
|
25
|
32
|
27
|
21
|
22
|
10
|
Общая сумма превышает 100%, поскольку некоторые пользователи используют Интернет в течение нескольких периодов, рассмотренных в таблице.
Как уже отмечалось выше, активность пользователей в сети различна. Если за 100% принять ежемесячную российскую аудиторию Интернета, то распределение пользователей по их активности будет выглядеть следующим образом (табл. 8.4).
Таблица 8.4. Распределение пользователей по активности
Тип пользователей
|
Доля в среднемесячной аудитории,%
|
Активные
|
35
|
Умеренные
|
27
|
Неактивные
|
38
|
В течение последних двух лет российская аудитория Интернета выросла более чем в 2,5 раза. При этом темп роста аудитории составлял около 8,5% в квартал.
Значительно (в три раза за два года) возросло количество пользователей электронной почты.
Как и раньше, основное количество пользователей Интернета сосредоточено в крупных и средних городах (около 3,8 млн. человек). Весьма существенную долю (около 20% от общего количества российских пользователей) составляют жители Москвы.
Прогнозирование роста аудитории Интернета является достаточно сложной задачей, поскольку на него влияют такие факторы, как общее экономическое состояние в стране, уровень доходов населения, скорость совершенствования коммуникационного оборудования, внедрение новых технологий и т. п. Обычно такие прогнозы делаются на основе экстраполяции данных прошлых периодов. Один из таких прогнозов приведен в табл. 8.5.
Таблица 8.5. Прогноз роста российской ежемесячной
аудитории Интернета
Год
|
Доля пользователей Интернета от общего населения России,%
|
Начало 1996 года
|
0,2
|
Начало 1 997 года
|
0,4
|
Начало 1998 года
|
0,8
|
Начало 1 999 года
|
1,4
|
Начало 2000 года
|
3,0
|
Начало 2001 года
|
4,3
|
Начало 2002 года
|
6,3
|
Начало 2003 года
|
9,9
|
Начало 2004 года
|
15,1
|